Как подготовиться к крещению взрослого?

Вопросы о таинствах, правилах поведения в храме, о Богослужении

Как подготовиться к крещению взрослого?

Сообщение logika » 17 мар 2015, 14:12

Значение приготовительных обрядов

Русская Православная Церковь проходит уникальный исторический этап. Сегодня, как и в древнехристианской Церкви, ко Крещению приходят взрослые, сформировавшиеся личности. То Таинство, которое в течение нескольких последних столетий, до трагедии 20 века, совершалось почти исключительно над младенцами, на рубеже 20-21 веков стало уделом взрослых людей.
В связи с этим, по логике вещей, должен быть восстановлен институт оглашенных, то есть лиц, сознательно готовящихся к вступлению в церковь. Ведь в древней церкви, те, кто готовился принять Крещение, постепенно вводились в ее жизнь. Они в течение продолжительного периода времени, который в разные годы составлял от 40 дней до трех лет, обучались истинам веры, читали Священное Писание, принимали участие в общих молитвах. Примечательно то, что епископ, к которому приходил желающий креститься, испытывал его нравственные качества и искренность желания стать христианином.
Понятно, что многое из этой практики раннехристианской церкви в современных условиях по разным причинам невыполнимо. Но огласительные беседы перед Крещением, чтение Священного Писания, православной литературы, участие в богослужениях, общие молитвы в храме, не только доступны, но и должны быть обязательны.
Таинство Крещения не должно профанироваться и становиться этнографическим обрядом , совершаемым с целями, не имеющими ничего общего с сутью христианства. Тем более, что приготовительные обряды, имевшие существенное значение для ранней Церкви, и составленные специально для Крещения взрослых людей, не исчезли и не стали впоследствии «младенческими» (из-за возраста приносимых ко Крещению), но до нынешнего дня сохранили «взрослое» чинопоследование, всегда являвшееся неотъемлемой частью этого Таинства.
Следовательно, Крещению взрослого человека должна предшествовать подготовка, которая, по сути, будет его постепенным вхождением в церковную жизнь.
logika
 
Сообщений: 17
Зарегистрирован: 16 мар 2015, 14:43

Re: Как подготовиться к крещению взрослого?

Сообщение logika » 17 мар 2015, 14:12

Перед Крещением

Взрослый человек, желающий креститься, должен иметь представление о важнейших составляющих православной веры. Необходимо прочесть Новый Завет, а также знать основную часть догматического учения о Святой Троице, О Воплощении Сына Божия, Его Крестной Жертве и Воскресении, о Церкви Христовой, О Таинствах — Причащения, Крещения, Миропомазания.
Во многих храмах проводятся огласительные беседы, и тем, кто записывается на Крещение, их посещение обязательно. Если в храме такой практики нет, можно поговорить со священником и узнать все необходимое об обряде Крещения. Основы православного вероучения нужно будет изучить самостоятельно. Кроме этого, желающий креститься должен знать наизусть важнейшие христианские молитвы — Символ Веры, молитву Господню «Отче Наш», и «Богородице Дево, радуйся». Эти молитвы есть в любом молитвослове.
Взрослому человеку к обряду Крещения желательно, по возможности, подготовиться трехдневным постом, то есть отказом от употребления мясной, молочной пищи, яиц, спиртных напитков, курения. Перед тем как приступить к Таинству, христиане, по слову Иисуса Христа, должны примириться со всеми, с кем были в ссоре. Пост также подразумевает отказ от развлечений и просмотра увеселительных телепередач. Лицам, состоящим в браке, в этот период нужно отказаться от супружеских отношений.
logika
 
Сообщений: 17
Зарегистрирован: 16 мар 2015, 14:43

Re: Как подготовиться к крещению взрослого?

Сообщение logika » 17 мар 2015, 14:13

Обряд Крещения взрослого

Богослужение Таинства Крещения состоит из чина оглашения, последования Святого Крещения, в которое входят несколько обрядов: освящение воды, освящение елея, Крещения и облачение новокрещенного в белую крестильную одежду. После Крещения совершается Таинство Миропомазания.
logika
 
Сообщений: 17
Зарегистрирован: 16 мар 2015, 14:43

Re: Как подготовиться к крещению взрослого?

Сообщение logika » 17 мар 2015, 14:13

Оглашение

Перед чтением огласительных молитв, иерей совершает следующие священнодействия: три раза дует в лицо крещаемому, это символически связано с моментом творения человека, когда Бог взял созданного из праха земного человека, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2; 7).. Затем священник трижды благословляет крещаемого, и возложив руку на главу его, начинает чтение молитв.
После чтения запретительных молитв (молитвы запрещения злых духов), совершается обряд отречения от сатаны. Принимающий Крещение поворачивается лицом на запад — символ тьмы и темных сил, священник будет задавать ему вопросы, а он должен сознательно на них отвечать. После отречения от сатаны, крещаемый исповедует верность Христу ( сочетается со Христом), теперь уже лицом на восток, так же как и в предыдущем обряде, отвечает на вопросы, повторяемые три раза. Затем оглашенный читает вслух Символ Веры — одну из главных христианских молитв, содержащую в кратком виде, все православное вероучение. Эту молитву надо знать наизусть. После чтения молитвы следуют вопросы священника, это повторяется три раза. Теперь оглашенный готов принять Святое Крещение.
Последование Крещения начинается освящением воды. Перед этим священник облачается в белые одежды, символ новой жизни, принесенной на землю Иисусом Христом. Зажигаются свечи, если в обряде участвуют крестные, что допустимо и для взрослых, им также даются в руки свечи. За освящением воды следует освящение елея, им помазывается крещаемый: его чело (лоб), грудь, спина между лопатками, уши, руки и ноги, смысл помазания в том. чтобы освятить мысли, желания и действия человека. вступающего в завет с Богом.
После помазания совершается крещение троекратным погружением в купель, с произнесением тайносовершительных слов, то есть крещальной молитвы. Но выходе из купели, нового члена церкви облачают в белую одежду из крестильного набора — символ очищенной, обновленной человеческой природы.
Для мужчин — это крестильная рубашка, для женщин — длинная сорочка, типа ночной рубашки, обязательно с рукавами, или крестильное платье. Крестильная одежда должна быть новой, чисто белого цвета.
Новокрещенному священник надевает на шею нательный крест, с произнесением специальной молитвы. После этого совершается Таинство Миропомазания. Затем священник с новокрещенным трижды обходит купель, что является символом вечности. После торжественных песнопений читается Послание Апостолов и Евангелие. В заключение происходит обряд сострижения волос, это знак предания христианина воле Божией.
logika
 
Сообщений: 17
Зарегистрирован: 16 мар 2015, 14:43

Re: Как подготовиться к крещению взрослого?

Сообщение logika » 17 мар 2015, 14:13

Что нужно для Крещения взрослого человека?

Для участия в обряде Крещения нужно заранее купить крестильный набор: крестильное полотенце — новое, белое полотенце, достаточно большое, чтобы насухо вытереться после купели, крестильная рубашка. нательный крестик, несколько свечей и тапочки (сланцы), так как в определенный момент Таинства человек должен быть без обуви, без носков, чулков и т. д. — для помазывания святым елеем.
Практика совершения Крещения взрослых отличается в разных храмах. В некоторых храмах, при крещении женщин и девочек, купель огораживается ширмой. тогда погружение совершается без одежды, священник видит только голову крещаемой. В других храмах женщины крестятся в сорочках или длинных рубашках. Женщины, во всех без исключения случаях должны находиться в храме в платке или другом головном уборе. Записываясь на Крещение, вы можете узнать в свечной лавке все подробности совершения Таинства в данном храме.
Интернет магазин «Крещение» с радостью предлагает одежду для Крещения разных размеров, для взрослых и подростков, а также все необходимые принадлежности: махровые полотенца, платки, праздничные наборы свечей. У нас также можно купить нательный крестик, золотой или серебряный, из белого или черненого серебра 925 пробы.
Одежду для Крещения можно приобрести и в церковной лавке, или сшить самостоятельно, на спинке крестильной рубашки традиционно вышивается православный крест, крестильное полотенце также может быть украшено православными символами. Крестильная одежда не используется в быту и, как правило, не стирается. Желательно, чтобы все необходимое для Крещения было приготовлено заранее, вам будет намного спокойнее в день Таинства, так как в последний момент в церковной лавке может не оказаться рубашек нужного размера или подходящих по форме и величине крестиков.
Нательный крест верующие носят всю жизнь, не снимая, разве что в особых обстоятельствах ( по требованию врача и пр.)
logika
 
Сообщений: 17
Зарегистрирован: 16 мар 2015, 14:43

Re: Как подготовиться к крещению взрослого?

Сообщение logika » 17 мар 2015, 14:20

Проблема подготовки взрослых к крещению обсуждается в Русской Православной Церкви давно. Результаты социологического опроса, проведенного «Левада-центром» в феврале 2009 года, еще раз подтвердили ее актуальность. Хотя 72,6 % россиян определили себя как православные, из этих 72,6 % только у 15,4 % есть дома Евангелие, у 15,6 % — молитвослов, а 39,5 % вообще не имеет дома книг религиозного содержания. Лишь 6,4% «православных» знает наизусть Символ веры, 49,2 % — «Отче наш». Ежегодно (с разной периодичностью) причащается только 14,7%, а 55% вообще не причащается. На вопрос о мировоззрении 11,8% (опять же из 72%, считающих себя православными) ответили, что не верят в Бога, но верят в некую высшую силу.

Возможно, к таким итогам привело в том числе и поспешное, без подготовки, массовое крещение людей 15-20 лет назад. О необходимости серьезной предварительной подготовки к крещению говорилось неоднократно, но только на уровне устных рекомендаций священноначалия. Инициатива Екатеринбургской епархии — первая попытка упорядочить катехизацию. По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия Миссионерский отдел епархии разработал «Краткое изложение основных принципов подготовки мирян ко крещению» и тематический комплекс из 12 огласительных бесед с желающими креститься. Это 4 блока по 3 беседы каждый: о смысле жизни с точки зрения Священного Писания и православной веры, о Божьем назначении о человеке при его сотворении и о грехопадении как разрушении этого назначения, об отношении Бога к человеку и миру. Последний, четвертый блок «состоит из бесед, помогающих оглашаемому осознать свой личный духовный путь спасения в общении с Богом и Его Церковью». «В этих беседах необходимо раскрыть следующие вопросы: 1. крещение как умирание и воскрешение со Христом; 2. Церковь как дом Божий, Тело Христово, духовная семья; 3. обязанности верных христиан; 4. служение в церковной общине», — говорится в документе. Как сообщили «НС» в епархии, хотя некоторые священники сомневались в обоснованности длительного оглашения на сельских приходах, собрание решило взять предлагаемую концепцию за основу.

Необходимость катехизации признают все, но вопрос о ее формах остается открытым. Когда можно считать человека готовым к крещению? Надо ли учитывать его образовательный уровень и здоровье? Есть ли вещи, которые до крещения понять невозможно? Мы опросили священников из разных епархий, мнения разделились.

Священник Александр САНДЫРЕВ, клирик архиерейского Вознесенского подворья города Екатеринбурга, руководитель миссионерского и молодежного отделов Екатеринбургской епархии:
— На епархиальном собрании шла дискуссия, какой катехизис проводить в малых городах и селах, некоторые священники высказывали сомнение, что не смогут проводить длительное оглашение. Но владыка Викентий настроен бескомпромиссно: перед крещением надо провести 12 бесед. В нашем храме уже больше года со всеми желающими креститься проводим 12 бесед, в течении 3-х месяцев. Человек должен как минимум знать 10 заповедей и Евангельское благовестие, понимать, что в таинстве крещения он буквально сочетается со Христом, то есть отдает в Его руки свою волю. Сегодня многие относятся к вере потребительски: когда тяжело, трудно — молятся, а когда хорошо — забывают Бога. А начинается этот духовный инфантилизм с формального отношения к крещению.

Кроме того, после крещения человек должен войти в общину. Стать не просто прихожанином (отстоял службу и ушел), но ответственным членом Церкви, участвующим в жизни прихода. Все это мы стараемся донести на этих беседах.

Конечно, с сельскими жителями надо говорить по-особому, учитывая условия их жизни. В идеале вообще нужен свой катехизис для каждой социальной и возрастной группы: для молодежи, для педагогов, для военных, для врачей. Но принцип должен быть общий – человека надо готовить к крещению долго, и к каждому подходить индивидуально.

Священник Сергий КРУГЛОВ, клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края, окормляет также Дом инвалидов:
— В первые века христианства люди, искренне уверовавшие во Христа, тем не менее долго готовились к крещению. Об этом до сих пор мы вспоминаем за каждой литургией, когда диакон возглашает: «Елицы, оглашении, изыдите». Раньше после этих слов оглашенные — то есть готовящиеся ко крещению — выходили из храма, сегодня эта молитва только напоминает нам о традициях первых веков. Наверное, в наше время возврат к ним невозможен, совсем другие условия. Но несомненно, что и сегодня взрослого человека необходимо готовить к крещению. Я думаю, что человек должен для начала хотя бы знать наизусть Символ веры, понимать его содержание, а также суть основных евангельских событий. Конечно, нужны общие правила, благословленные священноначалием, но в Церкви все, в том числе и каноны, применяется не по единому стандарту, а сообразно с конкретным человеком, с учетом его особенностей, возраста, здоровья, образования, воспитания. Очевидно, что в больнице даже перечисленный мной минимум требований мало кому можно предъявить. Тут священник должен действовать по ситуации. Но хотя бы объяснить азы веры можно даже тяжело больному старому человеку.

На приходе тоже к каждому надо подходить индивидуально. От молодого человека с университетским образованием можно потребовать больше, чем от простой пожилой женщины. Но элементарные представления о христианстве, о духовном смысле крещения мы обязаны дать каждому, желающему креститься. Надеюсь, что инициатива Екатеринбурга со временем будет поддержана и другими епархиями. А нюансы будут уточняться на местах с учетом опыта и ошибок.

Протоиерей Роман БРАТЧИК, настоятель Успенского храма города Курчатова (Курская обл.), преподаватель курса «Наука и религия» на факультете теологии и религиоведения Курского государственного университета:
— Из Евангелия мы знаем, как много людей отходило от Христа. Поэтому как бы прекрасно мы ни готовили людей к крещению, наивно надеяться, что все после крещения начнут активно воцерковляться. Но сказать каждому, что принимая крещение, он становится членом Тела Христова, и в соответствии с четвертой заповедью должен каждое воскресенье ходить в храм на службу, участвовать в других церковных таинствах, мы обязаны. Остальное зависит от воли и совести самого человека.

Но в любом формализме я вижу опасность. Предыдущий настоятель нашего храма отец Георгий Нейфах, которого я хорошо знал много лет, никогда не проводил специальной катехизации. Он подходил к каждому индивидуально, с некоторыми мог беседовать пять и даже десять раз, а иногда ограничивался одной беседой. А уже после крещения человек мог подойти к нему с любым интересующим его вопросом, и отец Георгий уделял ему столько времени, сколько нужно. Он помог прийти ко Христу сотням людей, в том числе и многим высокообразованным (Курчатов — город атомщиков).

Я в то время служил в селе на границе с Белгородской областью. Туда часто приезжали креститься люди из городов — Старого Оскола, Губкина. Они, как правило, активно интересовались христианством. А для деревенских крещение чаще всего было просто доброй традицией. К примеру, мама сына перед армией привела креститься, а сам он не проявляет никакого интереса. Но я подумал: «Отпущу его некрещеным, а вдруг что случится с ним? А если крестится, может быть, Божья благодать восполнит то, что я ему дать не успеваю». И крестил. А вот когда люди крестили ребенка, а через три года принесли крестить второго, я спросил, причащали ли они старшего хоть раз. «Да некогда», — ответили они. Я сказал, что раз они в храм не ходят, крестить их ребенка не буду. Посоветовал сначала прийти в храм со старшим, причастить его, тогда вернемся к разговору о крещении второго. Обиделись. Когда я эту историю митрополиту Курскому Ювеналию рассказал, он усмехнулся: «Ну, пробуйте!». Думаю, что у каждого священника душа болит, и он ищет варианты, как воцерковить людей.

Еще один раз я отказал сельским жителям в крещении, когда узнал, что им велела креститься бабка, к которой они пошли снять сглаз. Объяснил им, что это не только не основание для крещения, но даже крещеного человека, ходящего к таким бабкам, пока не покается, причащать нельзя.

В основном же я сельским жителям в крещении не отказывал. Проводил одну беседу и полагался на милость Божью. Для образованного человека естественно прочитать Евангелие, многие же простые люди вообще не читают книг, требовать от них, чтобы они прочитали Евангелие, на мой взгляд, неразумно, правильнее — главные вещи пересказать. А вот к человеку образованному можно подойти с более высокими требованиями. Не только по знанию текстов. Если человек текст Евангелия знает хорошо, цитирует, но по духу эзотерик, Христа считает одним из великих посвященных, креститься хочет потому, что, по его мнению, в храме хорошая энергетика, крестить его недопустимо — это все равно, что бросить святыню псам. За последние годы было у меня несколько таких случаев, я, естественно, всем отказывал, предлагал побеседовать, чтобы они поняли, насколько их взгляды далеки от церковных. Думаю, понадобилась бы не одна и не две беседы, но, к сожалению, люди чаще уходили. Это их выбор, но по совести крестить людей с такими взглядами я не мог. Еще я категорически отказывался крестить тех, кто принципиально не хотел ничего узнавать о вере.

И все же мы не должны забывать о силе Божьей благодати. Любой священник может привести не один пример, когда человек попадал в храм случайно, его с трудом уговаривали причаститься, и вдруг ему по Божьей воле и милости все чудесным образом открывалось. Сам я впервые поехал в Псково-Печорский монастырь за компанию. Моя жена крестилась, а я в то время увлекался восточной философией, йогой. Вскоре после ее крещения к нам в гости приехал отец Георгий Нейфах, с которым они вместе учились в университете. Он и уговорил меня поехать туда. Одновременно с нами туда приехал отец Владимир Волгин, у которого крестилась моя жена, мы познакомились. Но самое большое впечатление на меня произвел, конечно, отец Иоанн (Крестьянкин). Потом я стал приезжать к отцу Владимиру (он служил тогда в Курской епархии), проехал на велосипеде по Вологодчине, там тоже бывал на богослужениях (не все храмы еще действовали, дело в 1985 году было), прочитал Новый Завет. Самое большое впечатление тогда произвели на меня слова апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1-е Кор., 13, 1-3). В контексте моего тогдашнего увлечения йогой, где все направлено на обретение неких высших знаний и силы, это особенно потрясло. Вот отец Владимир Волгин имел любовь, жил скромно, аскетично, и люди, приезжавшие к нему, чувствовали, что встретились с человеком другого духовного уровня. Я уж не говорю об отце Иоанне (Крестьянкине). Мне кажется, что это очень важно — доверие священнику. Поэтому в первую очередь надо готовить священников, рукополагать тех, чья жизнь будет вдохновлять других людей.

Когда сердца коснется благодать, многие вещи открываются на другом уровне. А благодать Божью мы в первую очередь получаем в церковных таинствах. Поэтому задача наша священническая – не искать повод не допустить людей к этим таинствам, а как можно скорее привести их к ним. Первое из этих таинств – крещение! Прописать все ситуации невозможно. Очень многое зависит от совести и опыта священника. Думаю, они подскажут ему, как лучше и быстрее подготовить к крещению конкретного человека.

Иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш), клирик Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Духовной Семинарии, руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии. С 1985 по 2000 год жил в США, крестился в 1987 году:
— Крещение — это дверь, которой человек идет к Спасителю. Неудивительно и наше внимание к этому таинству, и препоны, которые сатана ставит на самом пороге Церкви. Препоны эти предстоит устранить общими усилиями мирян, духовенства и священноначалия.

Каждый священник (и я в их числе) мог бы привести десятки практических примеров, и типичных, и редкостных, когда совершение таинства крещения вынужденно ставится в зависимость от тех или иных внешних факторов: болезни, возраста или иных особых поворотов судьбы крещаемого, высокого уровня его образования или, напротив, отсутствия такового, неформального знакомства с церковной жизнью и христианским вероучением, наконец, личных свойств и конкретной жизненной ситуации. Вспоминаю, как пришла в храм незнакомая девушка с просьбой крестить ее. Я провел с ней беседу, как полагается, вручил Евангелие и молитвослов, рассказал о порядке подготовки к крещению… Она внимательно слушала, но когда поняла, что крестить ее сейчас не будут, из глаз ее полились обильные слезы. Что было дальше, вы, наверное, догадываетесь: я ее исповедал и крестил. Думаю, что поступил правильно.

В этой связи понятны опасения некоторых священнослужителей, что жесткая регламентация подготовки к таинству крещения может принести вред: если прежде мы совершали таинство по своему усмотрению, то теперь надо будет придерживаться строгих формальных норм. Приведенный выше пример как будто подтверждает это опасение — но лишь как будто.

Решение Екатеринбургского епархиального собрания о подготовке к Крещению надо приветствовать и надеяться на то, что за ним последуют сходные меры в других епархиях. Оно направлено на врачевание едва ли не самый серьезный системный недостаток нашей церковной жизни: недостатка связи с правящим архиереем. Как говорят, «У римо-папистов папа в Риме, а у православных — в каждом приходе свой папа». Это надо преодолеть любыми средствами, причем немедленно. Представляю себе разговор с той девушкой в новых условиях. Я бы сказал ей: «Вы желаете принять Крещение — это прекрасно, Господь слышит вас и примет вас к Себе. Но сейчас, немедленно, крестить вас невозможно: наша православная церковная жизнь устроена по-другому, так-то и так-то…» А вот этой последней фразы я не смог бы произнести, не будь в нашей епархии четкого и ясного распоряжение священноначалия о крещении.

Но закончить приходится все же вопросом о крещении младенцев. Ведь в сообщении из Екатеринбургской епархии ни слова не сказано о различии между крещением взрослых и малышей, и создается впечатление, что речь идет именно о взрослых. Но, по моему наблюдению, на сегодняшний день у нас лишь один из десяти принимает крещение в сознательном возрасте: что делать с остальными, с их родителями и восприемниками, которые тоже (и в гораздо большей мере!) требуют просвещения и научения основам веры? Сумеет ли священник сказать родителям, желающим совершить «торжественный обряд»: «Согласно распоряжению владыки, вам надо пройти курс из двенадцати огласительных лекций…»? Не скажут ли они в ответ нечто совсем нецерковное и не помчатся ли к каким-нибудь сектантам и самосвятам? А чтобы этого не произошло, какие серьезные усилия в деле общеправославного просвещения должны мы предпринять?!…
logika
 
Сообщений: 17
Зарегистрирован: 16 мар 2015, 14:43


Вернуться в Первые шаги в храме

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Яндекс.Метрика